Известный российский культуролог, телеведущий и историк моды Александр Васильев не раз говорил о своей любви к Стамбулу. Он признается, что этот город для него имеет особое значение благодаря своему культурному богатству и разнообразию вкусов, цветов и нравов. Мы публикуем статью Васильева, где он описывает свои любимые стамбульские места.
Если бы я составлял в своем сердце рейтинг любимых городов, на первом месте был бы Рим, на втором Париж, а на третьем — Стамбул-Константинополь. Босфор, Золотой Рог, Принцевы острова, соединение Европы и Азии создают необычайный пейзаж, а благодаря консервативному характеру населения, их нежеланию расстаться со стариной, в этом городе сохранилось просто невероятное количество антиквариата. Продаются два направления: вещи Оттоманской империи и левантийская старина. Левантинцами называли европейское население Константинополя, жившее в городе в XIX — начале XX века. Все — выходцы из Европы: довольно много французов, итальянцев, греков, армян и евреев. Политика первого президента Турции Мустафы Кемаля Паши — Ататюрка, привела к тому, что греки были изгнаны из Турции после 1923 года. Но закон о частной собственности, который действует до сих пор, защитил их имущество. Эти люди давно не живут в Стамбуле, но их дома (а вы увидите: их очень много) стоят заколоченными с 1920-х годов. Многие на протяжении десятилетий разрушались, у некоторых прохудились крыши, в них поселились голуби и бродят бездомные кошки. Большое количество антиквариата именно оттуда. Сегодняшние турки, несмотря на то, что у них парламентская республика, обожают свою историю, историю Оттоманской империи. По крохам собирают свои ковры и ткани, мебель и каллиграфию, потрясающие керамические изделия, старинное стекло, серебро и множество других вещей. Цены на них очень высоки.
Другое дело — левантийский антиквариат. Он более доступен, и цены на него ниже. Вещи, которыми переполнены антикварные рынки Стамбула, относятся, в основном, к периоду от 1850-х до 1930-х годов. Чаще всего, они французского производства. Пиетет перед Францией был огромен. В антикварных магазинах вы найдете довольно много вещей эпохи Наполеона III, много эклектичных стилей конца XIX века и эпохи модерн, значительное количество предметов ар Деко. Вещей более старинных практически нет. В изобилии представлена мебель, тогда как живопись почти полностью отсутствует. В мусульманской традиции жанр портрета считается богохульственным, не разрешается изображать ни мужчину, ни женщину. Поэтому единственный тип живописи, который можно найти, — марины и натюрморты довольно средней руки. Тем не менее, вещи кисти старых оттоманских мастеров, таких, например, как Хамди (их самый главный художник, который учился в Париже в конце XIX века), могут стоить астрономических денег, вплоть до миллиона долларов, потому что это — национальный художник. Его ищут в Париже, покупают на торгах и везут в Турцию продавать. Хамди для них — событие, как для новых русских Айвазовский или Шишкин. (Кстати, порядка десяти больших марин Айвазовского собраны во дворце последнего султана Долмабахче.) Тем не менее, даже я, любитель портретного жанра, купил энное количество портретов XIX века кисти европейских художников, австро-венгерских и итальянских. Это акварели и масляные вещи на холсте за очень приятные цены — от 100 до 150 долларов, причем работы за 100 долларов преобладают. Старинная мебель, которая продается в Турции, должна очень нравиться именно русскому покупателю. Там много позолоты, много резьбы и так называемых «фальшивых Людовиков». Вся вереница французских стилей — от Людовика XIII до Людовика XVI. Это мебель французко-итальянской работы (чаще всего 1870-х годов), в основном деревянная, покрытая левкасом, а затем позолоченная. У мебели потрясающая сохранность. Эта страна не знала революций, она знала гражданскую войну национального свойства. Турки друг с другом не воевали, они боролись против армян и греков, то есть иноверцев. А бережливость турок легендарна. Мебель у них всегда хранится в белых чехлах, ее открывают только к приходу гостей. Поэтому часто встречаются сохранившиеся в первозданном состоянии обивки XIX века: шелковые, стеганые, с пуговицами из удивительных тканей. Особый разряд мебели XIX века — это мебель для сидения. Турки всегда любили отдыхать. Именно они подарили миру такие типологии, как диван, оттоманка, софа. И наконец, в Константинополе есть то, что в других странах найти невозможно: так называемая кутанная мебель. Деревянная часть в ней не видна совсем — она полностью закрыта мягкой обивкой. От пуфиков, которые представляют собой нагромождение трех подушек, до всевозможных чудес XIX века, таких как дозадо, тет-а-тет, андискрет, конфидент. Все эти удивительные формы в Константинополе найти легко, причем за удобоваримые цены. Работа турецких обойщиков находится на высоте, но вот дерево в Турции реставрируют значительно хуже: полировка слишком новодельная и блестящая. Зачем нужна старинная вещь, если она выглядит как новая? Конечно, мебель не должна разваливаться, когда вы на нее садитесь, и насекомые должны быть уничтожены, но следы от насекомых — должны оставаться. Гениальны турки в работе с металлом: с латунными ручками и всевозможными бронзовыми накладками, с чисткой медных самоваров и подсвечников. И конечно, они отлично реставрируют ковры. Основной вид их коврового плетения — килимы. Вы можете смело обратиться к какому-нибудь старичку или ребенку, которые килим вам постирают, заштопают, сделают необходимый ремонт. И все это будет стоить в пределах 200 долларов, что очень недорого. Удивительно, однако, в Стамбуле можно найти и много русского антиквариата. В частности, мне встречались вещи из карельской березы эпохи ампира. Предметы попадали в эту страну разными путями, но не будем забывать, что русский город Карс вместе с населением В.И. Ленин подарил Турецкой республике в обмен на признание Турцией СССР. В местном музее стоит вагон Рижской железной дороги, в котором большевики подписали соглашение о даровании Турции этого города. До 1922 года он был начинен русским антиквариатом: мебель книги, иконы, самовары, посуда и другие предметы быта. Я ездил туда, видел русский храм, русскую застройку; на дверных ручках написано: «Медная фабрика в Туле»... Когда дарят города, то вещи есть. Кроме того, через Константинополь в 1920-е годы прошла многотысячная русская эмиграция. В конце 1920-х годов почти все эмигранты были изгнаны по петиции турецких женщин. Ведь русские блондинки с голубыми глазами растлевали нравственность: слишком откровенно одевались, загорали на пляже в купальниках. Русские уехали, но многое из того, что они привезли, осталось. Это не только огромное количество русских самоваров самых удивительных форм (попадаются даже самовары пушкинской эпохи в форме амфоры и вазы), это также иконы и русское серебро. Сейчас, к сожалению, много серебра поддельного, потому что турки обожают делать клейма. Они подделывают их и на самоварах: берут самовары, выпущенные в Иране, и ставят на них клейма, например фабрики Салищева. Мой совет покупателю: чтобы распознать фальшивый ли самовар, надо открыть крышку и посмотреть, есть ли на нем накипь. На подлинных самоварах накипь есть всегда. Ее никак нельзя уничтожить. А на фальшивых — ее никак нельзя воссоздать. Прошу вас без накипи не покупать. Сегодня Турция знаменита подделками Фаберже. В каждом антикварном магазине вам будут вручать изделие Фаберже «исключительного качества». Вещь покажут в так называемом «оригинальном футляре» — в коробке, обычно сделанной из замши, с двуглавым орлом и клеймом Фаберже. Так вот, если коробочка есть, вас почти наверняка пытаются одурачить. Потому что, как правило, коробку выкидывали в первую очередь, или она должна быть сильно потертой, ибо хранить Фаберже в советское время было опасно. Теперь несколько слов о стекле и о посуде. Турки больше любят стекло, чем фарфор. Вы найдете и богемское, и венецианское стекло, особенно много опалинового, белого, розового и зеленоватого. Ювелирные украшения следует покупать с особой осторожностью. Рынки заполнены старинными алмазами в золотой оправе. Камни грубой огранки выполнены по старинным образцам столь искусно, что сегодняшние покупатели могут легко обмануться. Тут надо вооружиться знаниями посерьезнее, лупой и все время сравнивать подлинные вещи с подделками. В Турции мне удавалось покупать хорошие вещи, иногда русские. Например, удивительные русские погремушки из серебра с кольцами из слоновой кости 1840–х годов. Русские тарелки, замечательные иконы критской школы начала XVI1 века (их я купил за 200 долларов, а продал на Christie's за 15 тысяч). То есть сюрпризы возможны.
Мой любимый рынок Хор-Хор находится на Золотом Роге, за виадуком римского времени. Это склады старинной мебели, разместившиеся на пяти этажах. Все пьют чай, кошки гуляют из бутика в бутик, там же продается огромное количество поддельных старинных люстр и ламп в стиле ар Деко и модерн. Цены от 30 до 150 долларов. Я для своего имения в Литве купил несколько люстр модерн: это репродукции старинных люстр, и выглядят они просто замечательно.
Люблю блошиный рынок Чукурджумаа — Зеленая мечеть. Там прекрасный магазин старинных костюмов, хорошие магазины с каллиграфией, красивая керамика. Ходите, смотрите, а потом садитесь в кафе и разговаривайте с людьми. Поход займет три-пять часов, и вы получите огромное удовольствие. В магазинах, как везде на Востоке, следует активно торговаться, много улыбаться и никогда не отказываться от чая. Не обижайте хозяина, чайку надо попить. Можно поплакать или рассказать о тяжелом материальном положении. Творческий элемент в подходе к торговле очень ценится в Турции.
Приятных вам путешествий и незабываемых впечатлений!
Excluzival Group.