
Турецкий институт статистики (TÜİK) представил свежие данные о доходах от туризма во втором квартале 2025 года. Согласно отчету, поступления составили внушительные 16,28 миллиарда долларов, что на 8,4% превышает показатели аналогичного периода годом ранее. Также отмечается, что за указанный период страну посетило 16,41 миллиона туристов, что на 2% больше, чем в прошлом году. Если же говорить о первом полугодии, то доходы достигли 25,8 миллиарда долларов, что на 7,6% больше по сравнению с прошлым годом, с общим числом туристов 26,3 миллиона.
Однако… Не стоит слепо полагаться на цифры. Важно понимать, какую тенденцию они отражают. В то время как статистика демонстрирует рост доходов, общая картина туристической отрасли Турции претерпевает существенные изменения. В последние годы, особенно до пандемии, турецкий туризм ориентировался на массовый сегмент, привлекая миллионы отдыхающих, в том числе от 3 до 7 миллионов только из России. В хорошие годы общее число туристов достигало и вовсе 60 миллионов.
Сегодня ситуация меняется. Заполняемость даже элитных отелей едва достигает 45-68%. Но вместо того, чтобы видеть в этом проблему, стоит обратить внимание на возможности.
Турция: Притяжение для тех, кто ценит качество
Да, туристический поток несколько сократился. Однако это позволило привлечь в Турцию другую категорию туристов – состоятельных путешественников, для которых важны не только цены, но и высокий уровень сервиса, эксклюзивные впечатления и уникальные возможности. И именно благодаря растущему интересу со стороны состоятельных путешественников, тратящих больше, чем обычные туристы, доходы отрасли остаются на высоком уровне.
На это указывают и данные о структуре расходов: по данным Турецкого института статистики (TÜİK) наибольшая доля приходится на личные траты туристов (более 11,1 миллиарда долларов) и оплату организованных турпакетов (около 5 миллиардов долларов). Это свидетельствует о том, что гости Турции готовы инвестировать в качественный отдых и разнообразие развлечений, тратя в среднем около 110 долларов в сутки.
Европа для экономных, Турция – для взыскательных
В то время как бюджетные туристы выбирают более доступные европейские направления, например, Испанию, где можно отдохнуть недорого, Турция становится точкой притяжения для тех, кто привык к высококлассному сервису и готов за него платить. В Европе же уровень жизни дешевеет, а вместе с ней и качество сервиса, поэтому обеспеченным туристам не имеет смысла тратить на сомнительные отели в Европе.
Бодрум – эпицентр гастрономического туризма
Одним из наиболее ярких примеров трансформации турецкого туризма является Бодрум. Этот курорт уверенно превращается в гастрономическую столицу страны. Только за 2025 год здесь открылось более 20 ресторанов, отмеченных звездами Мишлен и вошедших в престижный гастрономический гид.
Потенциал и перспективы
Туризм, безусловно, важен для экономики Турции, хоть и составляет в среднем около 6-7% ВВП. Но он генерирует рабочие места, привлекает инвестиции и стимулирует развитие инфраструктуры.
Таким образом, турецкая индустрия туризма переориентируется на более взыскательную публику, способную оценить высокий уровень сервиса, уникальные впечатления и премиальный отдых. Турция не просто выживает в условиях меняющегося рынка, а занимает новую, более перспективную нишу, подтверждая свой статус привлекательного и востребованного туристического направления.
© Excluzival Group